Евангелие от Фомы, как известно, отвергнуто церковью. Однако многие фразы очень напоминают слова Иисуса в канонических Евангелиях, несмотря на начало этого евангелия (“Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома”). Не составит труда критически рассмотреть их и сопоставить с идеями Иисуса, уже “одобренными” и принятыми церковью.
Первым камнем преткновения в этом Евангелии является утверждение Фомы (или того кто выдавал себя за Фому) “Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти.” Как известно, современное христианство считает, что спасение и вечная жизнь есть результат не обретения, понимания всех слов Иисуса, а пребывания в лоне церкви или “канонической” веры в прощение грехов “по вере” и в согласии с конфессиональным каноном. Однако как насчет слов Иисуса “Если пребудете в слове Моем, вы Мои истинные ученики”? Или “Пребудьте в слове Моем”? Странно, что современные христиане не считают нужным пребывать в слове Иисуса и даже не связывают спасение души с попытками “научиться” от Иисуса. Видимо, пока принято считать что спасение можно получить, научившись от церковных богословов или апостола Павла. Фома делает ударение на обретение верного толкования учения Иисуса, и это очень похоже на правду если ставить аутентичное учение Иисуса на первое место в своем исповедании.
1. Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем.
Поиск – это известный элемент учения Христа. Вспомним купца, который ищет жемчужину. Фома говорит о постоянном поиске до тех пор, пока не наступит состояние “потрясения”, “удивления”. Поиск на земле, согласно Фоме, заканчивается тем, что человек обретает власть “над всем”, что, вероятнее всего, значит власть над самим собой, а не над “царствами мира сего”. Вспомним слова Иисуса в Евангелии от Иоанна: “познайте истину, и истина сделает вас свободными”. Свобода, по сути и есть власть над всем что нас угнетает. Речь здесь идет о духовном поиске, направленном на духовную власть, на внутреннее освобождение. Концепция духовного поиска как об усилии для вхождения в Царство Бога, является важным элементом учения Иисуса. Если Фома излагает слова Иисуса в этом смысле, а не в каком-то ином, то это похоже на истину. Не будем забывать, что все пересказы учениками слов Иисуса и Его идей являются, по сути, человеческим толкованием. Точности здесь не будет никогда за исключением приблизительной идентичности на концептуальном уровне – уровне идей и понятий.