Немногие осознают важность так называемой “новой заповеди” и отличие ее от “старой” заповеди “люби ближнего своего как самого себя”. Иисус дал эту новую заповедь, согласно Иоанну, в следующих словах:
“Я даю вам новую заповедь: любите друг друга; любите друг друга так, как Я любил вас. И если будет между вами любовь, все будут знать, что вы — Мои ученики.”
Суть учения Иисуса остается одинаковой: любовь к Богу и человеку. Разница между старой и новой заповедями о любви состоит в качестве, высоте братолюбия. Человек может любить другого исходя из представлений о своих собственных идеалов и нужд. Это, несомненно, настоящая любовь. Однако такая любовь не всегда предполагает самопожертвования ради друга, не всегда обладает всей полнотой. Новая заповедь, данная Иисусом, предназначена для того, чтобы Его ученик смог выйти за рамки своих взглядов и интересов в проявлении своей любви к другу. Несомненно это высокая, ОЧЕНЬ трудноисполнимая заповедь. Однако, она представляет собой более точное требование Бога и, соответственно, более щедро вознаграждается.
Евангелист Иоанн несколько раз упоминает “новую заповедь” в пересказе слов Иисуса на Тайной Вечере. Он, как говорят поздние свидетельства, проникся этой заповедью и говорил о ней много лет везде где это было возможно.
“Вот Моя заповедь: любите друг друга, как Я вас полюбил. Никто не может любить больше, чем тот, кто отдает жизнь свою за друзей. Если вы делаете то, что Я вам повелеваю, то вы — Мои друзья. Я больше не называю вас слугами, потому что слуга не знает, что делает его хозяин, но Я называю вас друзьями, потому что все, что Я услышал от Моего Отца, Я открыл вам.”
Иисус пытался объяснить апостолам, что они не являются для Него слугами или рабами. По Его словам, высшая любовь – это вовсе не исполнение долга или рабская покорность. Иисус говорил о том, что Он и Его апостолы равны друг другу как друзья, и что Иисусу нужна преданность прежде всего. Ядро дружеских взаимоотношений – осознанно разделять общие ценности. Иисуса и апостолов объединяло одно учение – они были единомышленниками.
Здесь возникает вопрос – можно ли быть друзьями Иисуса, сознательно не разделяя Его убеждений? Или не все? Можно ли вообще дружить если ценности и цели – разные? Согласно определению “Дружба — личные, устойчивые отношения между людьми, на основе симпатии, уважения, общих интересов, духовной близости, взаимной привязанности и понимания”, дружба обречена на исчезновение, когда люди теряют понимание и общие ценности.
Есть любовь к грешникам, к людям ошибочных взглядов: Бог любит всех людей одинаково. Иисус на тайной Вечере не обращался ко всему человечеству – Он говорил о высшей любви среди самых близких друзей, которые были знакомы со всеми нюансами учения Христа. Именно они, будучи единомышленниками Иисуса, могли исполнить “новую заповедь” Иисуса: любить так, как любил сам Иисус.