Проповедь Иисуса в отношении Израиля шокировала его современников. В то время как Тора говорила «И заключу Мой завет между Мною и вами, и вашими потомками после вас в их роды, для вечного завета, чтобы быть Богом вам и вашим потомкам после вас», Иисус заявлял что:
а) “отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его”. (Мф)
б) …будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. (Лук)
в) И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. (Мк)
Иисус вовсе не отвергал наличия договора между Израилем и Богом, однако однозначно высказался, что этот договор нарушен по следующим причинам: приверженность своему сугубо человеческому учению, а также отвержение и замысел с целью убийства посланного с миссией Сына Бога:
“… Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «постыдятся сына моего». Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его”. (Евангелие от Матфея 21 глава)
Ради справедливости надо заметить: закон Моисея утверждал что “если вы будете слушаться меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранными из всех народов”. Современники Иисуса были высокомерно убеждены, что они безупречны в исполнении закона. Проблема состояла в отношению к Иисусу и в учении “старцев” – устному преданию (Талмуд), которое евреи постоянно редактировали и ставили выше слов Бога. Священники были обязаны узнать Мессию! Они должны были четко отличать, какие заповеди – от Бога, а какие изобрели люди!
Учение и поведение Иисуса, призывавшего к терпимости и доброте к людям всех рас и национальностей, противоречили традиционному отношению евреев к другим народам, которых они считали “варварами”. Отношение, которое евреи издавна испытывали к окружающему миру, сделало для них невозможным принять учения Иисуса о духовном братстве людей. Они не желали делиться своим “Ягве” на равных правах с иноверцами и не хотели принимать в качестве Божьего Сына того, кто проповедовал столь новые и странные учения. Иудеи отвергли своего соплеменника, который позволял себе пренебрегать их “святыми” традициями и не считаться с их издревле чтимыми правилами общественного поведения. Иисус, видя это, предупредил их о разрыве договора с Богом, что и произошло. После возникновения христианства центр духовной жизни переместился в Европу и затем – по всему миру.
Еврейская мысль много столетий занята созданием собственных законов и религиозных установлений, а также ожиданием видимого пришествия мирового Царства Бога со столицей в Иерусалиме. Иисус выносит свой вердикт в отношении иудейского учения и представителей официального иудаизма за несколько дней до казни в следующих словах: “Иерусалим, Иерусалим! Город, убивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе Богом! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, словно наседка птенцов своих под крыло, но ты не хотел этого. Смотри же! Храм твой будет покинут и, говорю тебе, ты не увидишь Меня, пока не наступит час, и ты не скажешь: “Благословен Грядущий во имя Господне!” (От Луки 13 глава). Ничто на земле не вечно. Все нации, государства и города рано или поздно исчезают. Придет время, когда на земле будет жить “последний Авраам”, представляющий последнего представителя Израильского народа на планете. В те времена национальность уже будет не важна. Все тогда будут детьми Бога в духе.
Однако, даже если духовные вожди и религиозные учители еврейской нации отвергли учения Иисуса и устроили заговор с целью Его убийства, то это никак не влияет на статус любого еврея как индивидуума, на его положение перед Богом. Почти все первые ученики Иисуса были евреями, путь к Богу открыт для евреев так же, как и для всех остальных. Дело тут совсем не в национальности.
V.C.Kravitz