Что такое церковная община? Это сообщество людей, чьи моральные и духовные ориентиры выше, чем в обществе вокруг. Это начало духовной жизни и роста для многих людей. Обычный человек, попадая в общину явственно начинает осознавать, что верующие лучше чем он: в быту, на работе, среди родственников и друзей. Кроме того он впервые попадает в атмосферу осознанного поклонения Богу и возвышенной церковной культуры и музыки. Он в восторге, добровольно, начинает активно трансформироваться под воздействием церкви.
Вместе с этим он слушает проповедников или пастора и начинает усваивать богословские формулы. Он растет, совершенствуется морально, нравственно, интеллектуально и духовно. Это происходит до определенного момента: когда он “догоняет” остальных членов церкви и становится как они в бытовой жизни. Он понимает, что достиг некоего уровня и немного расслабляется. Духовная весна заканчивается. Он начинает более внимательно прислушиваться к проповедям и духовным идеям. Этот процесс тоже не бесконечен: если пастор за несколько лет озвучивает одни и те же мысли и “ходит по кругу”, то думающий прихожанин вникает в суть, анализирует и усваивает суть теологии лидера общины. А потом он находит в ней неточности, недостатки и изъяны. На земле нет ничего совершенного. Он не соглашается с некоторыми тезисами, однако не видит возможности спорить и дестабилизировать общину. Затем он начинает обращать внимание на лицемерие других членов церкви и вступать в конфликты. И потом все надоедает, и обычно случается поиск другой церкви. Или отстранение от активной жизни общины. Ну или даже духовная смерть, как ее описывал Иисус в притче о растениях.
То, что должно происходить на этой стадии духовного роста, на самом деле, наиболее важно. Этот кризисный этап знаменует начало самостоятельного поиска Бога и духовных истин. Церковь была словно инкубатором, где было “чисто и светло” для желтых цыплят, сбитых в кучу. Когда инкубатор становится тесным, взрослая “птица” не может там находиться, если, конечно, не находит себе активное служение собратьям по вере. Или сознательно не приспосабливается и не решает быть “цыпленком” до конца своей земной жизни. Искатель вдруг осознает себя одиноким. Духовную еду, которую дают проповедники, он отвергает. Остается необходимость самостоятельно трудиться над своим персональным богословием, над своей молитвой и поддерживать свой духовный рост. Здесь выручает искренняя любовь к Богу или интеллектуальная способность находить выход из внутренних противоречий. На самом деле то и другое. На этом этапе выживают “сильнейшие”.
Именно таких людей Иисус выделял в своем служении. Это “купцы” и “искатели жемчужин”. Те, кто рискует всем ради поиска. Это “прогрессоры”, особые ученики, которые наверняка дадут плод. Проблема христиан, как и всех людей, остается желание только получать, но не отдавать. Эту проблему Иисус называл бесплодностью. Личность исцеляется и расцветает в церкви, однако когда приходит время неизбежного духовного кризиса, она ищет еды и лекарств и того ушедшего ощущения счастья, которое было во время духовной молодости. К сожалению, сталкиваясь с этой трудностью, некоторые отрекаются от веры, внешне изображая верующих. В квесте под названием “жизнь” надо отгадать следующий ход и отвергнуть свой потребительский страх. Надо осознать себя семенем, падающим в почву, обреченным на смерть и даже, если придется, отсечением от церковного общения. И тогда происходит чудо нового расцвета и появления стабильного духовного “лета”, когда, пусть все не так красиво, как весной, однако всегда тепло, светло и в любое время есть духовная пища. Однако такие люди вместе с этим обретают некоторое одиночество и отстраненность от церковных общин, где пока трудятся на предыдущем духовном этапе. Духовный свет, еда и тепло для таких людей гораздо глобальнее и не такие, какие были в инкубаторе. Члены церкви как правило неизбежно обвиняют таких в “любви к миру”, поскольку они не вписываются в рамки их сознания и конфессионального богословия.
Стандартный в таких случаях вопрос о “спасении” в этой картине мира не определен до конца. Учение Иисуса предполагает, что спасение – это процесс духовного роста, а не выданный “сертификат”. Членство в церкви не обязательно гарантирует спасение. Человек может на много лет остановиться в духовном росте по неосознанным или не зависящим от него причинам. Выяснять, может ли человек прогрессировать в духовном росте, будет сам Бог, и как Он это будет делать – неизвестно. Однако есть один признак вероятного потенциального спасения: “духовно прогрессирую и грешу все меньше – значит иду путем спасения”. Однако самым главным критерием уверенности в спасении как в духовном росте является личность Бога. Он будет давать миллион и еще одну возможность духовно расти для человека со свободной волей. И так будет всегда: от самого начала духовного роста.
V.C.Kravitz