Есть одна аналогия, образное сравнение, объясняющая центральную идею христианства. Сформулирована она была, вероятно, Ансельмом Кентерберийским в 11 веке. Хотя, конечно, сам апостол Павел высказывал очень похожую идею в послании к Римлянам. Итак эта притча говорит о том, что происходит заседание суда. На главном месте восседает абсолютно честный и праведный судья, который, очевидно, является образом Бога. В зал вводят человека, в котором Бог узнает своего родного сына. Честный и беспристрастный суд приходит к неопровержимым доказательствам вины подсудимого. Вина объявляется доказанной и судья, будучи абсолютно честным, вынужден стукнуть молотком и объявить приговор сыну. Не помню точно что это было. Однако после этого судья, который являлся любящим отцом, внезапно снимает мантию и каким-то образом добивается чтобы данное наказание пало на него, а не на сына. Сын освобождается прямо в зале суда, его отец искупает вину и удовлетворяет правосудию.
Что с этой притчей не так? Нет сомнений что она производила большое впечатление на многие поколения христиан, которые видели в ней и милосердие, и одновременно торжество правосудия. Однако при более внимательном рассмотрении она порождает ряд вопросов. Один из них – идея что невиновное третье лицо, понесшее наказание за виновного человека – в реальной жизни выглядит мягко говоря странно. Христианское богословие говорит что данный способ являлся единственно возможным спасти грешного человека. Допустим не было иного способа. Однако проблема в том, что с философской точки зрения, в разуме обывателя формируется некий гордиев узел, неразрешимая проблема. Если сам Бог смог решить проблему справедливости посредством несправедливости, то что говорить о нас? В итоге мы миримся с идеей, что и в обыденной жизни вполне допустимо решать проблемы подобным способом, минуя абсолютную справедливость. Нелогично и несправедливо, ради некоего удаленного идеала “большой” справедливости.
Второй вопрос, который возникает при ознакомлении с притчей – это образ Бога. Мы прекрасно осознаем, что древние греки придумали себе богов по своему образу и подобию, которые ели, пили, равратничали, ссорились и воевали. Какой образ Бога создали средневековые теологи? Во-первых, Бог предстает нам в однобоком образе судьи, который обязан сидеть на своем месте и судить свои создания. Будучи бесконечным и вечным, всеведующим и вездесущим, Бог, творя Вселенную, несомненно знал о будущем противоречии, грехах, о конфликте между Его законом и необходимостью спасать людей. Неужели таков был изначальный план Бога? Неужели Бог не пожелал решить данную проблему заблаговременно? Представьте себе отца, который вынужден судить своего сына. Или отдавать своего сына на наказание. Даже в нашем мире никакому судье не дадут судить своих родственников. Это конфликт интересов. Это трагическая раздвоенность, тяжелый выбор. Подобный драматический момент не уступает греческим трагедиям с участием небожителей и людей. Бог предстает здесь как раздвоенный сам в себе, трагический герой. Не слишком ли это по-человечески?
Наконец, здесь мы видим Бога, который кое-что не может. Мы не видим всемогущего, премудрого, всезнающего Творца. Мы не видим Творца, мы видим ответственного, доброго, но все же судью. Ставить Бога в зависимое положение от чего-либо или от кого-либо – не заблуждение ли? Если Бог существует вне времени и пространства, Он может отмотать время назад, внести изменения, и так до бесконечности. Разумеется, Бог не может грешить, и это единственное чего не может Бог. Однако разрешить ситуацию, которую Он предвидит заранее – Он вполне может. Это не грех. В конце концов, как Законодатель, а не только как судья, Он вполне может изменить законы так, как Ему покажется нужным. Если не законы, то обстоятельства. Если не обстоятельства, то что угодно. В арсенале – бесконечное количество способов. Бог может все.
Весьма вероятно, что данная притча на самом деле удовлетворила своих слушателей на их уровне сознания в одиннадцатом веке. Она описывает скорее любовь Бога, однако вряд ли точно формулирует процесс спасения человеческой души. В учении Иисуса Бог предстает нам прежде всего как Отец, и только потом в других ипостасях. Христианская традиция верно описывает Бога как “Отец, Сын и Дух Святой”, а не как “Судья, Сын и Дух Святой”. Иисус однажды сказал, что Отец никого и не судит. Он отдал эту прерогативу, как мы знаем. Поэтому было бы логично вывести главных героев данной притчи из зала суда. В суд нас жизнь приводит нечасто и только в результате чрезвычайных ситуаций. Этот же “судья-отец” и его заблудший сын должны были встречаться в бытовой повседневной жизни, в доме, на кухне, например. В притчах Иисуса всегда существует большая свобода взаимоотношений и выбора, в отличие от данного рассказа о суде.
Иисус много раз говорил, что процесс спасения всегда занимает значительное количество времени. Если перевести это утверждение в плоскость обыденной жизни, то можно нарисовать в своем воображении как отец и сын день за днем беседуют или спорят. Мудрый и знающий отец находит нужный подход к сыну. Он дает ему знание и ставит перед выбором вновь и вновь, чтобы тот определился и принял окончательное решение. В данной обстановке, когда каждый новый день возникает новая ситуация, новые вопросы, существует гораздо больше возможностей, чтобы решить проблему выбора сына не спеша, со знанием дела. Однако каждый человек обладает свободой воли. Хороший отец никогда не проигнорирует мнения своих детей. Цель Бога – убедить человека добровольно выбрать свет и добро. И несомненно, Небесный Отец последовательно даст любую возможность найти путь, даст все до единой возможности. Во-первых, У Бога была вечность чтобы все спланировать, а может Он отматывает время назад и пробует вновь и вновь. Бог всемогущий.
Именно с подобной идеей пришел Иисус – что Небесный Отец ищет, зовет и пробует достучаться до человека, а не сразу же судит его. Небесный Отец Не раздвоен, не поставлен в безвыходное положение самим Собой. Он не участвует в реалити-шоу, где все решается за одну минуту. Люди словно растения, год за годом постигают Его уроки, переживают необходимые ситуации или просто живут как хотят. И если человек сознательно выбрал грех и порок, то будет суд, где судьи откроют книги и докажут что человек отказался от Бога. Наверняка это будут иные судьи, а не сам Небесный Отец – отцы не судят детей. А те, кто внял голосу Отца в своей жизни, те вообще ни на какой суд не приходят. Зачем? Они же дети своего Небесного Отца. Как поется в одной песне “Сын своего отца”:
Heart over mind, yes I’m
My father’s son
I live my life, just like
My father’s done
V.C.Kravitz
2024