Всем известна фраза, что количество переходит в качество. Кажется, это правило работает и в отношении Библии. Посудите сами: какая часть Библии самая объемная? Это Ветхий Завет. На втором месте с далеким отставанием по количеству написанного, однако с превосходством в качестве идей и их “концентрации” – это письма апостолов и Павла в частности. Ну и, наконец, на “почетном” третьем месте идут Евангелия и учение Иисуса. Как ни удивительно, понимание христианства в массовом сознании основано не тех же трех “китах” и в том же порядке. Все, якобы, началось с Ветхого Завета, поэтому основой христианства считается Ветхий Завет. Далее: кто как не Павел выразил четко и ясно основные христианские идеи? Поэтому письма Павла и остальных апостолов цитируются очень часто. Ну и наконец, “на десерт”, христиане обращаются к самим Евангелиям. Они чаще используются как основание для праздников и обозначений некоторых исторических событий. Учение Иисуса, выраженное, например, в таких фразах как “блаженны чистые сердцем” или “подставь другую щеку” обычно не понимается и не используется ни в богослужении, ни в обыденной жизни. Эти идеи слишком сложные для массового сознания.
В подтверждение данного положения дел можно привести реплики различных служителей и верующих, взятых в одном из обсуждений в социальной сети. Вот пример:
“Вообще все учение Иисуса было произнесено в Ветхом Завете, если на то пошло. Новый Завет по большей части сформулировал Апостол Павел. Я думаю, что эпохе Нового Завета ещё надлежит явиться, ибо Новый Завет должен быть заключён с домом Израиля и домом Иуды. Мы живём в переходный период. И корректнее было бы сказать, что Иисус проповедовал в переходный период”.
“Ну, не все (учение). После тайной вечери до распятия, а потом от воскресения до вознесения уже Новый Завет. Но вы правы жизнь и учения Христа проходили во Времена Ветхого Завета”.
“Почему Павел в пример для веры приводит героев веры из Ветхого Завета Евр,11? Павлу и в голову не приходило делить веру Ветхозаветную и Новозаветную”.
“… потому что и Павел жил во время закона Моисеева и во время храма”.
“… Я согласен. Жесткого разделения нет. Есть переходный период”.
“… так и нам не приходит (имеется в виду “делить” Ветхозаветную и Новозаветную веру) , это еретики делят заветы”.
“… Нагорная Проповедь это тоже Ветхий Завет?”
“… абсолютно”.
Данный пример “народного богословия”, если можно так выразиться, вызывает удивление. Позвольте, ведь одна из заповедей Ветхого Завета – строгий запрет что-то добавлять к нему или убавлять от него: Нагорная Проповедь уже сама по себе, с ее словами “Вы слышали что сказано древним, а Я говорю вам…” есть явное нарушение Ветхого Завета. При внимательном чтении Евангелий оказывается, что Иисус отказывался строго соблюдать Субботу (а именно заявлял что будет работать по субботам во благо людям так же, как работает Небесный Отец), объявил всю еду чистой (да, сало есть можно), не считал особо важным места поклонения (например храм), прикасался к ритуально нечистым и прокаженным людям, считал людей всех национальностей братьями и сестрами (не только евреев), и так далее. Если учение Иисуса есть не что иное как сам Ветхий Завет, то это очень, очень сильно измененный, модифицированный и реформированный Ветхий Завет. Эта версия выглядит более правдоподобно.
Новый Завет сформулировал Павел? А был бы ли вообще Павел, если бы не Иисус и Его учение? Он был бы Савлом. Неужели Иисус не смог внятно объяснить свое учение словно “деревенский раввин”? Или, если Он дал честь Павлу донести Евангелие Царства Божьего, то почему Он сразу не сказал о том, что мол, надо ждать другого? Иоанн Креститель, к примеру, сразу сказал. Можно представить себе возможные слова Иисуса: “Я, к сожалению, не буду формулировать Евангелие, Я лишь пришел показать чудеса, умереть за вас и воскреснуть. И да – главным проповедником будет некто, кого Я лично не обучал”. Нонсенс. И сам Павел вряд ли бы согласился с тем, что он больше Иисуса ни в плане чудес, ни в плане положения и власти, ни тем более в плане учения. Выглядит данное предположение, что Павел первым изложил Евангелие и Новый Завет, как явное принижение Иисуса Христа. Это очень большая ошибка. Ни Павел, ни кто-либо из людей не может быть больше, чем Иисус по определению. Ни в чем.
Удивляет и убеждение, что Новый Завет наступил только после распятия Иисуса. Все три года во время проповеди Иисуса все прекрасно работало: люди каялись, получали духовное рождение свыше, несли отличное служение, совершали чудеса, приносили духовные плоды праведности. Была бы только вера в Иисуса и желание следовать Его словам. Все как сейчас. Однако люди любят упрощать и систематизировать, раскладывать по полочкам. Приведенная выше систематизация, к сожалению, находится в какой-то параллельной вселенной. Новый Завет, якобы, должен быть заключен с Израилем. А апостолы Иисуса, служившие Иисусу и участвовавшие в Тайной Вечере – они разве не были евреями? Разве не говорил Иисус, что Царство Бога открыто для всех национальностей, включая евреев? Не заключили ли апостолы и многие верующие евреи духовный договор (завет) с Богом когда последовали за Христом? Хотя причина возвышения роли и значения Израиля вполне понятна: большинство христиан все еще находятся под впечатлением огромного массива текстовой информации Ветхого Завета и забывают слова Иисуса. Ведь их меньше, чем слов в Ветхом Завете.
Еретики делят заветы? Тогда, кажется, еретиками являются все составители канона Библии и все христиане до настоящего времени. Библия содержит два завета, а не один. И это выглядит вполне логично и последовательно. До Иоанна Крестителя – законы и запреты Моисея. После Иоанна Крестителя и начиная с выхода Иисуса на общественное служение – в Царство Бога входят посредством веры и следования Иисусу и Его учению. Бог пригласил на свой пир людей всех национальностей. Хотя, если посмотреть на все с большой высоты, то возможно, во все времена действительно был только один завет между человеком и Богом. Однако не закон Моисея, а клятва любви, о которой говорил Иисус. Возвышение же древних религий, например, иудаизма в последние две тысячи лет, стабильно не приносят почти никакого плода. Ударение на устаревшем Ветхом Завете не являет никакой духовной силы за исключением обещаний неких таинственных знаний раввинами и учителями Торы. Может уже пора оглядываться назад в прошлое? Если у Иисуса и двенадцати апостолов, которые проповедовали в Иудее много лет, не получилось привести Израиль к вере в новое откровение Бога, то зачем надеяться на это спустя две тысячи лет?
Поверхностное очарование увесистой книги с большим количеством текста делает свое дело. Когда высокие духовные истины, изложенные Иисусом, не поняты и не усвоены, возникает потребность создать понятную и простую богословскую концепцию. И к сожалению, Иисуса сильно умаляют и втискивают в рамки этой системы: “Иисус не существовал в сферическом вакууме. Для этого и существует Священное Писание в совокупности”. Выходит Иисус и Его учение чем-то обусловлены, чем-то ограничены, якобы истоки Его учения обязательно коренятся в законе Моисея, пророках и древних книгах. Иначе, мол, нельзя. Позвольте, когда Бог зависел от чего-либо? Разве Бог не может поменять правила игры в любой момент, если захочет? Почему Его Вселенское откровение надо обязательно навеки связывать с маленьким еврейским народом и их древними писаниями? Еврейский народ имеет свое начало и определенно будет иметь свой конец в будущем, как и всякий народ.
Бог прекрасно существуют во вселенском “вакууме”, среди тьмы и небытия. Он имеет жизнь в самом себе. Бог не нуждается в чьей-либо помощи или отдельных “священных артефактах”. Как личность, Бог определенно имеет принципы и убеждения, о которых нам и рассказал сам Иисус. Что такое все многочисленные религии и священные тексты далекого прошлого, которые являлись лишь ступенями, ведущими к Иисусу? Зачем умалять Иисуса и делать Его частью различных устаревших заветов и договоров? Это в принципе невозможно и даже опасно – вписывать личность Бога в наши человеческие религии как “неполное откровение”. Иисус должен стоять особняком, быть превыше наших религиозных представлений и традиций. Истинный договор – это всегда договоренность двух людей, знающих и полностью доверяющих друг другу. Именно такой договор скрепляется крепким рукопожатием и надежным обещанием. Договор с Богом, Новый Завет, Вечный Завет – есть крепкое рукопожатие с Иисусом Христом. Без всяких формальностей. Один Бог, один Посредник, один договор.