До сих пор многие проповедники, поднимая Библию над головой, называют ее “Словом Божиим”. Движимые благочестивыми намерениями, многие из таких проповедников и священников даже не отдают отчета, что сама Библия называет Словом Бога только конкретные обращения Бога, а целиком “Писания” приравнивать к “Слову Бога” некорректно. Писания – это Слово Бога лишь частично. Все до единого новозаветные авторы разделяют понятия “Слово Бога” и “Писания”. Эти термины не идентичны. Ниже собраны около десятка соответствующих цитат из Нового Завета, которые доказывают это.
Первые христиане, ученики Иисуса, трепетно относились к учению Иисуса, называя его “словом”. Или “Словом”: в древних рукописях нет различения между заглавными и прописными буквами.
“Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им Слово”. “И дивились учению Его, ибо Слово Его было со властью”. “Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие Слово Божие и исполняющие его”. “Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет Слово Мое, тот не увидит смерти вовек”.
Как вы видите, сам Иисус называет Свое учение “Словом Бога”. Это вполне определенное учение, рожденное лично Иисусом и преподанное именно в той форме, в какой оно было преподнесено самим Иисусом. Начало Евангелия от Иоанна с этой точки зрения содержит квинтэссенцию, то есть высшее и полное выражение той истины, что Иисус – это истинное живое “Слово Бога”:
“И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца”.
Именно учение Иисуса, которое Он назвал “Евангелием” первые ученики изо всех сил пытались передать остальным людям. “Словом Бога” в книге Деяния называется именно учение Иисуса. Павел и другие апостолы называли Словом Бога именно Евангелие, а не учение Ветхого Завета.
“Итак, охотно принявшие Слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч”. “И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить Слово Твое”. “Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив Слово Божие, пещись о столах”. “И Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере”. “Они же, засвидетельствовав и проповедав Слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедовали Евангелие”. “И, быв в Саламине, проповедовали Слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения”. “В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие”. “Язычники, слыша это, радовались и прославляли Слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. И Слово Господне распространялось по всей стране”. “Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли Слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так”. “и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие”. “Слово Христово да вселяется в вас обильно”.
В этих местах мы видим, как апостолы проповедуют “Слово Бога” в синагогах. Очевидно ученики Иисуса проповедовали явно не Закон Моисея, а Евангелие Иисуса Христа. Многие здесь могут возразить и заявить, что под Словом Бога надо понимать и Ветхий Завет, и Евангелие Иисуса. Вроде бы для этого есть основания:
“Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им (евреям) вверено слово Божие.”
Проблема в том, что Ветхозаветные Писания сами апостолы называли лишь “Писаниями”, а не “Словом Бога”:
“Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?”. “Ибо Писание говорит: «всякий, верующий в Него, не постыдится»”.
Апостол Павел и Петр пишут о том, что Ветхозаветные Писания имеют лишь вспомогательную роль, в отличие от спасающего Евангельского “Слова Бога”:
“Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности”. “Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.”. “И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших, зная сначала то, что никакое пророчество Писания по своему личному желанию не совершается, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым”.
Здесь и коренится ошибка многих благочестивых христиан. Многие из них по наивности думают, что если написано что Писания “богодухновенные” или написаны “будучи движимы Святым Духом”, то значит Писания и “Слово Бога” – это одно и то же. Это явная попытка добавить к словам апостолов то, чего они не говорили. Для апостолов “Словом Бога” было Евангелие Иисуса. Писания они рекомендовали читать, чтобы поддержать свой духовный тонус, больше узнать, расширить свои представления. Девяносто процентов первых христиан из числа рабов, низшего класса, не умели читать, и спасались учением Иисуса, рассказанным им знающими учениками Иисуса. На концептуальном уровне учение Иисуса и учение иудаизма различаются кардинально, поэтому чтение Писаний помогало лишь образованным людям, которые умели разбираться в богословских сложностях самостоятельно. В конце концов даже в иудаизме “Слово Бога” не всегда означает “написанное Слово Бога”. Павел, говоря о том, что евреям “вверено Слово Бога”, несомненно имел в виду устное Слово: будь то Учение Иисуса или, возможно, учение Авраама и Моисея.
Исходя из всего сказанного выше, надо научиться различать Писания как документы, составленные людьми, пусть даже под влиянием Духа, от чистого “Слова Божьего”, как сообщения, переданного лично Богом в конкретный период времени для всех людей. Неспособность отличить одно от другого обесценивает Евангелие и уводит в сторону искателей духовной истины, которые разбирают всю Библию, возвышают не особо значимые истины, и не замечают собственно самого Слова Бога – Евангелия Иисуса Христа.