“Инициатива семи гор” , также известная в США как “Мандат Семи Гор” (Seven Mountain Mandate), или “Доминионизм Семи Гор”, является консервативным христианским движением в рамках пятидесятничества и евангельского христианства. Она утверждает, что существует семь аспектов общества, на которые верующие обязаны влиять: семья, религия, образование, медиа, развлечения, бизнес и правительство.
Движение началось в 1975 году с предполагаемого “откровения Бога” евангелистам Лорену Каннингему, Биллу Брайту и Фрэнсису Шефферу, в котором им, якобы, было приказано захватить “семь сфер” общества, идентифицированных как семья, религия, образование, медиа, развлечения, бизнес и правительство. Движение стало известным после публикации книги Билла Джонсона “Вторжение в Вавилон: Мандат Семи Гор” в 2013 году. Движение в целом поддерживало президентство Дональда Трампа, с мадам Паулой Уайт, ставшей духовным советником Трампа. В 2020 году Чарли Кирк, крайний правый политик, сказал: “наконец-то у нас есть президент, который понимает семь гор культурного влияния” во время выступления на Консервативной политической конференции.
Вот какие рецензии сопровождают книгу “Вторжение в Вавилон”: “Ты был преобразован, чтобы преобразовать свой мир! Слишком долго христианство было под влиянием ложного представления о церкви. В результате верующие построили вокруг своей жизни стены, держа культуру на расстоянии. Это никогда не было замыслом Иисуса для твоей жизни! Прежде чем церковь стала местом, куда “приходили”, Иисус основал ее как армию, которая приносила преобразование обществу, начиная со спасения и продолжая с семью сферами влияния: церковь, семья, образование, правительство, медиа, искусство и коммерция. Это руководство снабдит вас инструментами чтобы: понимать вашу важную роль в формировании общества, осуществлять волю Божью в вашей сфере влияния, стать неудержимым гражданином в Царстве Божьем. Пришло ваше время восстать и стать светом во тьме мира”.
Какие аргументы выдвигают авторы и сторонники данной теории в ее защиту? Например такие: Иисус говорил “Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле” (Мф. 6:10). “Нас не посылали смотреть в облака в ожидании Его пришествия (см. Деян. 1:11): “значит мы должны заниматься делом”. Нас призвали “оккупировать” мир до Его пришествия (В переводе Короля Иакова текст Лук. 19:13 звучит как “And he called his ten servants, and delivered them ten pounds, and said unto them, Occupy till I come” ). “Оккупировать”, по их мнению – это военный термин. Значит, согласно ценностям Царства, “оккупация предназначена для продвижения христианства”. Вспоминают они и слова Иисуса, что ученики обязаны быть светом и солью в нашем мире.
Как оценить данное религиозное течение с точки зрения аутентичного учения Иисуса? Дело в том, что поклонников, или сторонников, данной теории достаточно много. В русскоязычной среде сторонником данной теории был А.Ледяев, который явно хотел установления “христианского государства”. Очень многие сторонники Трампа в США тоже поддерживают теорию “семи гор”. Вероятно, достигнув всех до единой духовных целей, они решили, что пора уже брать власть в свои руки в этом мире. Несомненно, стремление похвальное, однако надо рассмотреть некоторые нюансы и принципиальные моменты.
Как и всякая теория, которая выражает чаяния и надежды людей, идея “доминионизма” или управления миром, забывает многие слова Иисуса. К примеру, Иисус в разговоре с Пилатом сказал, что “Царство Мое не от мира сего”. Иисус учил что Царство Божие находится внутри человека, а не где-то снаружи. Можно напомнить что Иисус не особо переживал о том, что Израиль в то время был оккупирован языческой страной и ничего не собирался предпринимать в связи с этим. Использование слова “occupy” в тексте Луки 19:13 (KJV) явно искажает идею Иисуса, который лишь хотел чтобы ученики “вкладывали средства” в проповедь и служение людям. Все современные переводы данного места не содержат никаких военных терминов. Да, это верно что ученик Иисуса обязан быть солью и светом. Верно и то, что церкви отгораживаются от мира и пытаются построить свой “внутренний рай” в своем отдельном “ковчеге спасения”. И данный изоляционизм точно вредит церкви. Но значит ли, что надо идти, скажем, в политику чтобы быть солью?
Суть проблемы коренится в непонимании сути учения Иисуса. Учение Христа выше, гораздо выше неких популярных лозунгов “завоевывать Вавилон” или доминировать в мире. Иисус проповедовал духовное, моральное и интеллектуальное совершенство отдельно взятого человека: “Блаженны чистые сердцем потому что они увидят Бога”. Возрождение, духовные плоды, любовь – все это достигается персональными усилиями личности, а не коллективом. Главную проблему данного подхода прекрасно иллюстрирует история христианства: если церковь доминирует везде, где только возможно, это вовсе не означало установления “Божьего Царства”. Скорее наоборот. А вот ученики Иисуса, достигшие некоторой духовной высоты после обучения, смогли изменить мир лишь одной силой личного примера и проповедью. Без политического, культурного или иного влияния.
Когда христианин усвоил за долгие годы церковные и богословские догмы, это не означает что он достиг необходимого уровня духовного роста. Реальная жизнь прекрасно иллюстрирует данное несовершенство любых христианских общин и деноминаций. Проповедуя не красть, христиане крадут. Проповедуя семейные ценности, разводятся и судятся. Проповедуя любовь к людям, одобряют войны и разные формы насилия. Что происходит когда неутвержденные в абсолютных духовных ценностях, формальные христиане приходят в политику? Политика очень часто связана с умением изощренно лгать и обманывать, добиваться своих интересов любой ценой. Честный человек, который преклоняется перед словами Иисуса говорить “да” или “нет”, вряд ли сможет представлять общие партийные интересы. Потому что такой человек подотчетен только Богу. Что происходит если христианин приходит в политику и искренне считает, что надо заставить всех школьников в стране читать Библию? На деле, в реальности, такой подход разрушает мир в мульти-религиозном обществе. Недостаток мудрости формальных, но искренних христиан разрушает мирное сосуществование различных социальных и религиозных групп. Что такое бизнес? Успех там тоже зависит от наглости и беспринципности, равнодушии и жестокости в поступках в войне за деньги и прибыль. Как совместить предупреждение Иисуса о том что любовь к деньгам может стать причиной потери спасения души и доминирование в бизнесе и управлении финансовыми потоками? Это невероятно трудно. Искусство есть умение выражать эстетические идеалы. О каком эстетическом выражении можно вести речь если некоторые верующие рассматривают танцы как “поклонение дьяволу”? К чему приведет доминирование серых и невыразительных христиан в мировом искусстве?
Семья, несомненно, то место где любой христианин может доминировать и творить все что считает необходимым. Соответственно, религия это тоже внутреннее дело христиан. По крайней мере, в Америке. Однако христиане, кажется, очень хотят получить власть над миром. Разумеется, с благими намерениями. Однако будет ли их правление успешным, принесет ли мир в общество, снизит ли градус несогласия и раздражения? Становятся ли люди более открыты к Евангелию Иисуса? Не развратит ли власть самих христиан? Увы, если к власти приходят формальные и консервативные христиане, полагающие, что они достигли полного понимания истины, общество начинает страдать. Недостаток духовного роста рано или поздно приводит к соблазну использовать насилие. Иногда, конечно, насилие необходимо. Однако в учении Иисуса насилие исключено. Бог не загоняет в рай силой. Он лишь являет духовный свет, и все желающие идут либо к нему, либо от него.
Странно, что в целях данного течения не присутствует пункт об “оккупации” науки. Христиане так любят ветхозаветные рассказы о мировом потопе или сотворении Вселенной за шесть дней. Может быть, создатели теории семи гор решили благоразумно не вмешиваться в научный прогресс и позволили ему двигаться и развиваться в свободе, без наблюдения за ней неусыпного ока церкви. Однако если наука может развиваться в свободе, то почему искусство не может? Или СМИ и индустрия развлечения? Если ученые находят объективные закономерности самостоятельно без церкви, может журналисты, политики и художники могут найти подобные закономерности и нечто хорошее без всякого “завоевания” их христианами? Иисус провозгласил свободу в вопросе избрания или отвержения вечной жизни. Иисус послал учеников проповедовать миру, а не брать его грубой материальной или политической силой. С этой точки зрения “теория семи гор” является лишь не очень удачным толкованием призыва Иисуса менять наш мир. Как и любая теория, рожденная людьми.