Что значат слова Иисуса “Я послан только к погибшим овцам дома Израилева”? Значит ли что Иисус не общался и не проповедовал Евангелие язычникам? Или что не исцелял их? Повествования всех четырех евангелий говорят что общался, проповедовал и исцелял. Например:“за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи (Газа и Аскалон) и из-за Иордана. И [живущие] в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве” (Мк. 3, 7-9).
Несомненно, многие люди, среди которых были и язычники, вряд ли могли попасть на проповеди Иисуса в синагогах – разговоры с людскими толпами происходил под открытым небом. Написано ли где-либо что Иисус, например, рассказывая притчи, просил удалиться всех, кроме евреев? Вряд ли. Следовательно все – и евреи и язычники могли слышать Евангелие. Иисус без колебаний шел к язычникам сам, лечил их и проповедовал им. К примеру, сумасшедшего из Гадаринской страны. Мы не знаем национальности этого человека, но вряд ли еврей бы жил в городе где разводят свиней. После исцеления Иисус говорит “возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог”. Заметьте – Иисус не называет человека “языческим псом” и спокойно чувствует себя даже когда неподалеку пасутся стада свиней.
Иисус рассказал притчу о самарянине и проповедовал этим же самаритянам (эпизод у колодца), с которыми ортодоксальные иудеи “не общались”. Он шел на помощь римскому офицеру (сотнику) чтобы исцелить его слугу и был восхищен высотой его веры. Первое недоразумение порождает следующий текст из наставлений Иисуса для своих двенадцати апостолов:
“Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное”. (Евангелие от Матфея 10)
Кажется что Иисус избегает язычников? Нет. На самом деле эти слова относятся к начальному периоду проповеди; на этом этапе любая миссионерская организация начинает с небольших целей и действует локально. Эти слова вовсе не означают что миссия Иисуса не охватывает язычников. Подтверждение этому мы находим в в более поздних наставлениях для семидесяти учеников:
“Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему»; В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: «приблизилось к вам Царствие Божие». Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам”.(Евангелие от Луки 10 глава)
Здесь мы видим приказ Иисуса миссионерам “есть что предложат”, что определенно означало игнорирование иудейских правил об еде. В этом же тексте мы видим, что в языческих городах Тире и Сидоне проповедь велась так же, как и в других городах. Ну и наконец, вот та история возле Тира и Сидона, где мы можем найти второй источник недоразумения в отношениях Иисуса и язычников:
“Иисус ушёл оттуда и отправился в окрестности Тира и Сидона. К Нему пришла одна хананеянка из тех мест и стала рыдать: «Смилуйся надо мной, Господи, Сын Давидов! Моя дочь одержима бесами и ужасно мучается». Но Он ей ничего не ответил. Тогда ученики подошли к Нему и стали просить: «Исполни то, о чём она просит, и отпусти её! Она всё время ходит за нами и кричит». Иисус сказал: «Я послан только к заблудшим овцам народа Израиля». Тогда женщина подошла к Иисусу и, склонившись перед Ним, сказала: «Господи, помоги мне!» Он возразил ей: «Нехорошо отнимать у детей еду и бросать её собакам». А она сказала: «Верно, Господи, но даже собаки подъедают крохи, упавшие с хозяйского стола». Тогда Иисус ответил ей: «Женщина, велика твоя вера. Даровано будет тебе то, о чём просишь». (От Матфея 15 глава)
Итак, Иисус проповедует в Тире и Сидоне вместе с апостолами тем же язычникам. Интересно, что согласно Матфею, женщина кричала Иисусу где-то под открытым небом. Согласно Марку, Иисус находился в доме. У Матфея Иисус молчит и не реагирует (!!!) на крики женщины. Апостолы выглядят даже милосерднее Иисуса – они просят Его “отпустить ее”. У Марка все гораздо спокойнее – женщина как будто добивалась чтобы войти в дом, где был Иисус. Может быть, апостолы не пускали ее в тот дом и она начала кричать? История слегка запутанная.
Иисус, согласно описаниям путешествий в четырех Евангелиях, проповедовал всем людям без исключения и во всех городах, как Он и сказал в еврейском городе Капернауме: “и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан”. Слова «Я послан только к заблудшим овцам народа Израиля» обычно вырываются из контекста: хотя сначала Он приказал апостолам не посещать языческие города, Он посетил их лично. Кроме того надо помнить, что в первые десятилетия христианства (когда создавались и редактировались евангелия), в нем было много обращенных иудеев, которые хотели видеть в Иисусе только еврейского Учителя, а не Учителя всех народов. Это искажение до сих пор является помехой в осознании и принятии учения Христа. Иисус – учитель для всех рас, народов, наций и каждого отдельного человека.