Знаменитое место из Иоанна 3:16 можно рассматривать с двух точек зрения. В этом стихе сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Ключевая фраза: «отдал Сына Своего». Что значит “отдал”?
Эта фраза может пониматься, во-первых, как “жертвенное понимание” (традиционное): Бог отдал Своего Сына как “жертву за искупление” грехов человечества. Это наиболее распространённая интерпретация среди христианских конфессий. Она соответствует контексту других стихов Нового Завета, таких как: 1 Иоанна 2:2: «Он есть умилостивление за грехи наши…» и Ефесянам 5:2: «…как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу…». Заметим что это не прямые высказывания Иисуса.
Во-вторых она может пониматься как «миссия» или «посланничество». Фраза «отдал Сына» может означать, что Бог отправил Своего Сына для выполнения особой миссии – научить людей, явить им любовь Бога, наставить на путь праведности. В этом случае акцент делается не на жертве, а на личности Иисуса, Его служении и Его учении. В подтверждение данного понимания можно привести личные высказывания Иисуса: Иоанна 17:18: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир». Луки 4:43: «…Мне должно благовествовать Царствие Божие… ибо на то Я послан».
Центральный акцент в Иоанна 3:16 — это любовь Бога к миру. Независимо от того, понимается ли «отдал» как жертва или миссия, главное — Бог действует из любви, чтобы дать людям вечную жизнь.
В дополнение к сказанному, в диалоге с Никодимом Иисус объясняет необходимость рождения свыше и веры в Него как путь к спасению. Здесь меньше акцент на жертве и больше на вере и духовном возрождении. В Евангелии от Иоанна Иисус постоянно указывает на познание Истины учения Иисуса как на причину получения дара вечной жизни. Однако в письмах апостолов акцент чаще делается на жертве Иисуса.
Таким образом, Иоанна 3:16 не обязательно говорит о жертве. Фраза «отдал Сына» может пониматься как “Жертва” за грехи человечества (традиционное понимание). Или как “Посланничество” Иисуса для выполнения Божьей миссии на земле. Оба понимания имеют место в христианской теологии и зависят от общего контекста и личного восприятия текста. Значит все дело, не в текстах, а в главенствующих концепциях, идеях. В области теологии это догматы и принципы веры. В области мифологии и религиоведения – это символы и мифы. Наконец в философии религии это “априорные категории”, и “архетипы” – для глубинной психологии и символического анализа. Из этого следует, что христианство находится на пути концептуального поиска наиболее правильных и близких к истине убеждений. На этом пути нет места для “неподвижного” консерватизма, который не занимается духовным поиском, а занят лишь удержанием давно открытых истин. Процесс духовного роста означает не только открытие духовных истин, но и отказ от устаревших и менее удачных. Какое понимание Иоанна 3:16 более близко к истине в перспективе Вечности? Придется ли выбрать одно из возможных пониманий данного текста в контексте еще более глобальных идей?